Новости прокуратуры
16.12.2016

Прокурорский надзор в сфере соблюдения требований законодательства об охране историко – культурного наследия

Прокуратурой Толочинского района проведена проверка исполнения на территории района требований законодательства об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь.

Как показала проверка, в целом соблюдаются требования названного законодательства. Вместе с тем, по ряду направлений деятельности выявлены следующие нарушения.

Решением Толочинского районного исполнительного комитета от 27 ноября 2015 г. №758 обязанности по осуществлению контроля за сохранностью историко-культурных ценностей, находящихся на территории района, их учету и восстановлению возложены на отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Толочинского районного исполнительного комитета (далее – отдел идеологической работы).

В ходе проверки изучены должностные инструкции начальника отдела идеологической работы, его заместителя и специалиста, должностные инструкции директора ГУ «Толочинский историко-краеведческий музей» и его научных сотрудников. Однако в указанных должностных инструкциях обязанностей по осуществлению контроля за сохранностью историко-культурных ценностей, находящихся на территории района, их учету и восстановлению не содержится.

На территории Толочинского района в настоящее время находятся 31 историко-культурная ценность, включенная в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, каждая из которых в соответствии с подпунктом 2.1 п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» (далее – Закон) относится к недвижимым материальным ценностям.

В соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 25 Закона на каждую историко-культурную ценность за счет средств ее собственника должен быть составлен паспорт историко-культурной ценности.

Образец паспорта историко-культурной ценности и охранной доски утверждены Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 40 «Об утверждении некоторых форм».

Инструкция о порядке заполнения паспорта историко-культурной ценности утверждена Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.05.2013 № 27.

Вместе с тем, соответствующий паспорт имеется только у 8 объектов.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона на каждой недвижимой материальной историко-культурной ценности за счет средств собственника соответствующей ценности, должна быть установлена охранная доска, на которой размещается информация о принадлежности данной недвижимой материальной историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики Беларусь.

Несмотря на указанные требования Закона, до настоящего времени охранные доски установлены не на всех объектах историко-культурных ценностей.

Так, охранные доски не установлены: фрагмент парка, расположенный по улице Строителей в г. Толочине (собственник ГП «Толочин-коммунальник»), курганный могильник 1, курганный могильник 2 возле д. Дроздово (собственник РУП «Толочинский консервный завод»), городище возле д. Кисели (собственник ОАО «Звенячи»), городище возле д. Козки, курганный могильник возле д. Новинка, курганный могильник возле д. Славное (собственник ГЛХУ «Толочинский лесхоз»), курганный могильник возле д. Старый Толочин (собственник Толочинский сельский исполнительный комитет), курганный могильник возле д. Сурновка (собственник ОАО «Друцк-Агро»), столб кирпичный (собственник ОАО «Толочинский райагросервис»).

Пункт 1 ст. 29 Закона для обеспечения сохранности недвижимых материальных историко-культурных ценностей и их окружения требует установления зон охраны последних.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, их границы, состав и режимы содержания и использования должны устанавливаться для каждой историко-культурной ценности соответствующим проектом, утверждаемым Министерством культуры Республики Беларусь.

В нарушение указанных требований ни для одной из историко-культурных ценностей района не разработана проектная документация зон охраны. А отсутствие зон охраны историко-культурных ценностей влечет за собой невозможность установления режимов содержания и использования данных зон с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования территории в их границах, что в последующем при проведении соответствующих работ может повлечь причинение ущерба историко-культурным ценностям района.

27 ноября 2015 г. на заседании Толочинского районного исполнительного комитета рассматривались вопросы охраны историко-культурного наследия. На заседании заслушивался отчет начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи, обозначены проблемы по охране историко-культурных ценностей, возникающие в регионе. По результатам проведения заседания вынесено решение № 758, которым отделу идеологии предписано совместно с ОАО «Друцк-АГРО» рассмотреть вопрос о консервации здания мельницы, совместно с ОАО «Толочинский райагросервис» - о консервации кирпичного столба. Собственникам историко-культурных ценностей до 15.12.2015 установить охранные доски, приобрести паспорта на историко-культурные ценности, принять меры по оформлению зон охраны до 01.06.2016 и др. Контроль за исполнением данного решения возложен на заместителя председателя Толочинского райисполкома Голубкову И.С., начальника отдела идеологии, культуры по делам молодежи Зайцева В.Ф.

Вместе с тем, до настоящего момента решение надлежащим образом не исполнено. Мер по консервации здания мельницы, расположенной возле автодороги Толочин - Круглое и столба вблизи д. Гончаровка не предпринято, охранные доски не установлены, паспорта на историко-культурные ценности не приобретены, а также меры по оформлению зон охраны не приняты.

Кроме того, решением Толочинского районного исполнительного комитета от 27.10.2015 №758 отделу идеологической работы, культуры и по делам молодежи поручено разработать проект Программы на 2016 – 2020 гг. и представить на рассмотрение сессии Толочинского районного Совета депутатов в декабре 2015 года. Однако до настоящего момента Программа не разработана и не утверждена.

Выше указанное свидетельствует, что Толочинским райисполкомом не уделяется должного внимания вопросам охраны историко-культурных ценностей, не принимаются надлежащие меры по организации и оказании содействия в осуществлении мероприятий по учету, сохранению и восстановлению данных объектов, отсутствует должный контроль за содержанием и использованием их владельцами.

Вместе с тем, результатом всех изложенных выше нарушений действующего законодательства может стать причинение тем или иным образом ущерба историко-культурным ценностям. Последним может быть причинен как материальный, так и эстетический ущерб, нарушена экологическая среда вокруг историко-культурных ценностей. Они могут утратить свои индивидуальные, отличительные признаки, благодаря которым данные объекты отнесены к историко-культурным ценностям.

В связи с чем, прокуратурой района председателю Толочинского районного исполнительного комитета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране историко-культурного наследия.

Старший помощник прокурора
Толочинского района
юрист 2 класса
Поцкалёва К.Н.

Смотреть все