Адрес: 211092, г. Толочин,
ул. Ленина, 1
Е-mail: odok@tolochin.vitebsk-region.gov.by
Телефон: (802136) 5-15-33
Разъяснение законодательства о борьбе с коррупцией:
Конфликт интересов
При прохождении государственной службы может возникнуть ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Такая ситуация, согласно абз.12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» называется «конфликт интересов».
При обнаружении признаков потенциального конфликта интересов, государственное должностное лицо обязано незамедлительно проинформировать своего руководителя, изложив в письменном заявлении максимально полные обстоятельства, свидетельствующие о возникновении или возможности возникновения конфликта, а также, по возможности, сразу предложить оптимальные решения для его разрешения.
Руководитель государственного органа в свою очередь обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию. Перечень таких мер, предусмотрен ст. 21 Закона «О борьбе с коррупцией».
В отдельных организациях в целях минимизации коррупционных рисков соответствующие нормы закрепляются также в локальных правовых актах, которыми определяется перечень ситуаций потенциальных и реальных конфликтов интересов, характерных для отрасли, общая профилактика конфликтов интересов, механизм поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов, а также процедуры принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Таким образом, институт «конфликта интересов» можно рассматривать, как один из действенных способов обеспечения надлежащего исполнения государственными должностными лицами своих служебных обязанностей, а также используемого в качестве инструмента борьбы с коррупцией.
Закрепление данного института в нормативных правовых актах свидетельствует о том, что государственное должностное лицо при исполнении служебных обязанностей в первую очередь должно обеспечивать постоянный личный самоконтроль, руководствоваться исключительно требованиями законодательства и своими должностными инструкциями, строго соблюдать антикоррупционные и иные запреты и ограничения, быть абсолютно объективным и беспристрастным, игнорировать любые личные выгоды, пресекать возникающие побуждения оказать кому-либо неправомерную услугу или иное незаконное предпочтение.
Необходимо также напомнить, что за несообщение о конфликте интересов должностное лицо несет дисциплинарную ответственность. В случае если будет установлено, что возникшая ситуация однозначно свидетельствовала о потенциальном или реальном конфликте интересов, и лицо знало или обязано было знать о конфликте и не сообщило о нем, оно также будет нести ответственность, равно как и его непосредственный руководитель и руководитель организации, которые знали о ситуации конфликта интересов, и не приняли мер по его предотвращению и урегулированию.
Помощник прокурора района
юрист 1 класса
Виктория Кржесинская