Выборы Призидента 2025
Рус
Eng
Бел
Древний Друцк Толочинщина патриотическая Улицы и центральная площадь Толочина Свято-Покровский женский монастырь Символика Толочина.Толока-  богиня жатвы и плодородия.
Древний Друцк
Опрос
Какие меры необходимо предпринять для улучшения качества обслуживания в службе «Одно окно»?
Результаты

Новости прокуратуры

8 июня 2016

Изменения в антикоррупционном законодательстве

Борьба с коррупцией является одним из важнейших приоритетов политики белорусского государства с момента провозглашения его независимости. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь признает коррупцию одной из угроз национальной безопасности и нацеливает всех субъектов власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

Правовой основой антикоррупционной деятельности является Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу 24.01.2016.

В Законе дано определение понятия коррупции, предусмотрен перечень правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений; определены субъекты названных правонарушений, для которых установлены конкретные обязанности и ограничения; закреплены основные принципы и система мер по противодействию коррупции.

Также государственными органами утвержден перечень коррупционных преступлений. К примеру, к ним относятся такие преступления, как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК), легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК), злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК), получение взятки (ст. 430 УК), дача взятки (ст. 431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

Основные новеллы нового Закона направлены на внедрение профилактических механизмов, минимизирующих возможность совершения коррупционных деяний и исключающих предпосылки для коррупционного поведения, что в конечном итоге будет способствовать защите экономических интересов общества и государства.

В действующем законодательстве не содержится безусловных оснований отказа в приеме на работу на руководящие должности, кроме государственных должностей. Такое положение создает условия для совершения коррупционных и иных правонарушений. Имеют место факты повторного совершения коррупционных и экономических преступлений лицами, ранее судимыми за аналогичные деяния, которые были после отбытия наказания назначены на руководящие должности в государственные организации и хозяйственные общества с долей государственной собственности.

В этой связи Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы, либо, сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

При этом запрет на прием на государственную службу этой категории лиц не имеет срока действия и полностью исключает прием на государственную службу лиц, совершивших такие деяния.

Закон также содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу, уволенных по дискредитирующим основаниям.

К дискредитирующим обстоятельствам увольнения относятся, к примеру: неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание; прогул; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Закон предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение. Такие последствия могут иметь место только в случае совершения в период прохождения государственной и военной службы либо службы в военизированной организации тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Впервые в национальное законодательство введены нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающую доходы, полученные из законных источников.

Законом предусмотрено введение в систему мер по борьбе с коррупцией общественного контроля. Это участие граждан, институтов гражданского общества в управлении делами государства путем системной работы или отдельных наблюдений за деятельностью государственных органов, иных организаций, их должностных лиц по соблюдению ими законодательства о борьбе с коррупцией.

Закон предусматривает формы участия граждан и общественных объединений в осуществлении контроля в сфере борьбы с коррупцией, к которым относятся разработка проектов и общественное обсуждение нормативных правовых актов Республики Беларусь в области борьбы с коррупцией, участие в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции.

В новой редакции изложена норма, предусматривающая обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 17 Закона дополнена отдельными ограничениями для государственных должностных и приравненных к ним лиц. В связи с ними государственное должностное лицо не вправе:

- принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением некоторых поездок: служебных командировок и ряда других поездок;
- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
- использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

Два первых ограничения относятся и к супругу (супруге) государственного должностного или приравненного к нему лица, близким родственникам или свойственникам, совместно проживающим и ведущим общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом.

Статьей 39 Закона гарантирована выплата вознаграждения и получение других выплат, физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Как следует из приведенных норм нового Закона, они направлены на предупреждение коррупционных преступлений и иных правонарушений.

Прокурор Толочинского района
советник юстиции
Ёдис И.А.

Здоровые города и поселки ⠀ министерство спорта Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ «КНИГА ПАМЯТИ. ТОЛОЧИНСКИЙ РАЙОН» «Предприниматель года» Общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации", баннер "Республиканский молодежный центр Молодёжь Беларуси Защита прав потребителя Цифровая безопасность Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время Витебское областное управление госпромнадзора Интерактивные карты по учреждениям дошкольного образования
Интернет-ресурсы