Разъяснение отдельных положений по применению на практике ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь
Насильственные посягательства в сфере семейно-бытовых отношений представляют собой реальную и потенциальную опасность для социального здоровья семьи и общества.
Одной из эффективных мер противодействия домашнему насилию является привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.1. КоАП Республики Беларусь, за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления.
Применение ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь способствует профилактике других правонарушений и преступлений на семейно-бытовой почве.
Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу таких личных благ, как здоровье человека и его телесная неприкосновенность.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь, образуют следующие альтернативные действия (бездействия):
- нанесение побоев, не повлекшее причинение телесных повреждений;
- умышленное причинение боли;
- умышленное причинение психических страданий;
- умышленное причинение физических страданий.
Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста, вменяемое.
Субъективная сторона характеризуется только умышленной формой вины, умысел может быть прямым либо косвенным.
В ст. 4.5 КоАП Республики Беларусь закреплены деяния, влекущие административную ответственность только по требованию потерпевшего.
Так, умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП) влечет административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленной ПИКоАП Республики Беларусь порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Более половины дел указанной категории в соответствии с п. 7 ст. 9.6 ПИКоАП Республики Беларусь (в связи с примирением потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс) прекращаются непосредственно в суде.
Анализ показал, что одни и те же лица избегают привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь. Потерпевшими по указанной категории правонарушений выступают члены семьи или близкие родственники, которые в последствие не желают привлекать родных к ответственности.
Согласно ст. 9.4 ПИКоАП Республики Беларусь в случае совершения деяний, предусмотренных ст. 9.1 КоАП Республики Беларусь, административный процесс может быть начат прокурором при отсутствии требования потерпевшего, выраженного в форме заявления, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
В связи с чем, прокуратурой района подготовлена и направлена информация в отдел внутренних дел Толочинского райисполкома, согласно которой потребовано при наличии оснований полагать, что в судебном заседании потерпевшим будет написано соответствующее заявление о примирении, направлять собранный материал в прокуратуру Толочинского района для окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Помощник прокурора Толочинского района
юрист 2 класса К.Н. Поцкалёва