Обращения граждан и юридических лиц
Работе с обращениями граждан немало внимания уделяется органами прокуратуры.
Прокуратура района на постоянной основе анализирует сведения, содержащиеся в обращениях граждан и юридических лиц. По выявленным фактам нарушений законодательства, волокиты, роста обращений принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителей, устранение допущенных недостатков.
В 2020 году в прокуратуру района поступило 171 обращение (2019 - 196). Следует отметить, что на протяжении последних нескольких периодов отмечается снижение количества поступивших обращений.
Оставлено без рассмотрения по существу 1 (3), приобщено к надзорным производствам – 2 (5), возвращено – 1 обращение (1). Для рассмотрения в другие органы и организации направлено 44 обращения (63) граждан и субъектов хозяйствования, удельный вес обращений, рассмотрение которых не входит в компетенцию прокуратуры района составил 25,7% (32,1%).
Непосредственно разрешено в прокуратуре района 50 (76) обращений граждан и 72 (45) обращения субъектов хозяйствования или всего 122 (121) обращения.
Из числа разрешенных прокуратурой обращений удовлетворено 54 (67) или 44,3 % (55,4%).
Основную категорию удовлетворенных обращений составляют ходатайства юридических и физических лиц по вопросам предъявления в суд исков (заявлений) в их интересах. В 2020 году прокуратурой рассмотрено 70 таких заявлений, из которых полностью либо частично удовлетворены 37 обращений или 30,3 % от числа удовлетворенных.
В срок свыше установленного обращения не рассматривались.
По вопросам надзора на действия и решения органов дознания разрешено 12 (20) обращений, из них удовлетворено – 2 (6) или 16 % (30 %), что ниже аналогичного периода прошлого года. На действия следователей СК разрешено 7 (3) заявлений, из которых удовлетворено 2 (в 2019 году 1 заявление удовлетворено). Таким образом, в 2020 году отмечен рост как количества заявлений на действия следователей, так и рост количества признанных обоснованными.
В целом основаниями направления обращений данной категории в прокуратуру явились несогласие с процессуальными действиями правоохранительных органов при проведении проверок и их результатами, расследовании уголовных дел, что в отдельных ситуациях признано обоснованным.
По вопросам надзора за исполнением законодательства прокуратурой разрешено 10 (20) обращений, удовлетворено 8 (11) заявлений или 72,7 %, что выше показателя уровня прошлого года (55,0%).
Из общего числа заявлений по вопросам надзора за исполнением законодательства больше всего жалоб на нарушения законодательства о труде – 6 (10), удовлетворено – 5 (8). Снижение количества разрешенных и удовлетворенных заявлений обусловлено снижением количества поступивших в прокуратуру обращений данной категории во втором полугодии 2020 года.
Большинство обращений в указанной сфере касалось нарушения нанимателями сроков выплат окончательного расчета при увольнении, произведенных удержаний из заработной платы.
Количество рассмотренных обращений по вопросам несогласия с привлечением к административной ответственности в сравнении с уровнем прошлого года снизилось – 4 (5), однако количество обоснованных и удовлетворенных увеличилось до 3 (2).
По вопросам надзора за соответствием закону судебных решений по уголовным делам разрешено 3 (2) обращения, которые оставлено без удовлетворения.
По вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам разрешено 12 (17) обращений, удовлетворено 4 (9). Снижение количества обращений связано со снижением количества поступивших заявлений от граждан о предъявлении в суд исковых заявлений в защиту прав и законных интересов (ограничение в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, признании недееспособными).
Всего по результатам рассмотрения 48 (60) обращений физических и юридических лиц принимались меры прокурорского реагирования.
Работа в данном направлении будет продолжена.
Прокурор Толочинского района
советник юстиции Ёдис И.А.