Выборы Призидента 2025
Рус
Eng
Бел
Древний Друцк Толочинщина патриотическая Улицы и центральная площадь Толочина Свято-Покровский женский монастырь Символика Толочина.Толока-  богиня жатвы и плодородия.
Древний Друцк
Опрос
Какие меры необходимо предпринять для улучшения качества обслуживания в службе «Одно окно»?
Результаты

Новости прокуратуры

20 ноября 2020

Противодействие незаконной миграции

Миграционные процессы в обществе представляют собой сложное многогранное социальное явление. По своей сути миграция представляет собой естественное проявление мобильности человека, которое мотивировано его стремлением к улучшению условий своего существования. Миграция населения присуща всем государствам.

В целях обеспечения конституционных прав, свобод и интересов населения, обеспечения общественной безопасности и правопорядка государства вынуждены брать под контроль миграционные процессы. С этой целью устанавливается порядок въезда, пребывания, транзита, выезда иностранных граждан или лиц без гражданства. Нарушение этого порядка образует явление, которое называется незаконной миграцией.

Проблема незаконной миграции в Республике Беларусь обусловлена ее географическим положением: через территорию республики пролегают маршруты в Западную Европу, Российскую Федерацию. Иностранцы прибывают в Республику Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, по служебным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда.

С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в Республике Беларусь создана система нормативных правовых актов, образующих миграционное законодательство. Многие из этих нормативных правовых актов содержат меры по противодействию незаконной миграции.

Законом Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" регулируются процедуры въезда, пребывания и выезда с территории страны отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства: определены случаи ограничения прав иностранцев на свободу передвижения; перечень оснований для отказа во въезде в Республику Беларусь или выезде с территории страны; определены основания для получения разрешения на временное проживание и высылки иностранцев и др.

Одновременно действующим законодательством предусмотрена и система мер административно-правового или уголовно-правового воздействия в отношении незаконных мигрантов или лиц, причастных к процессу незаконной миграции.

В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) можно выделить две основные нормы, которые направлены на охрану существующего порядка миграции: ст.23.29 (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь) и ст.23.55 (нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь).

Статья 23.29 КоАП устанавливает ответственность за умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь либо за покушение на такое пересечение. Предусмотрено наказание в виде предупреждения с депортацией либо наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с депортацией или без депортации.

Перемещение незаконного мигранта через Государственную границу Республики Беларусь может стать основанием для уголовной ответственности. Ответственность по ст.371 УК наступает в случае наличия признаков административной преюдиции; умышленного незаконного пересечения Государственной границы Республики Беларусь, совершенного лицом, ранее судимым за данное преступление, либо иностранным гражданином, лицом без гражданства, депортированными или высланными из Республики Беларусь, до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; умышленного незаконного пересечения Государственной границы Республики Беларусь, совершенного организованной группой. Наказание может быть от ареста до лишения свободы на срок до 7 лет.

В статье 23.55 КоАП Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь дифференцирована. В зависимости от вида правонарушения предусмотрена ответственность от предупреждения до штрафа в размере до 100 базовых величин.

По части 1 ст.23.55 КоАП субъектом административного правонарушения являются иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пребывания в Республике Беларусь либо правила транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели либо уполномоченные должностные лица юридического лица, не принявшие установленных мер по своевременной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь несут административную ответственность по ч.2 ст.23.55 КоАП.

Иные физические лица, пригласившие в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства и не принявшие установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь, являются субъектом административной ответственности по ч.3 ст.23.55 КоАП.

Часть 4 ст.23.55 КоАП устанавливает ответственность в отношении лиц, предоставивших жилое или иное помещение для проживания, транспортное средство иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо в отношении лиц, которые использовали иностранного гражданина или лиц без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, депортированные или высланные из Республики Беларусь, пребывают в Республике Беларусь до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь, то они привлекается к уголовной ответственности по ст.371-2 УК. Наказание предусмотрено в виде ареста или лишения свободы на срок до трех лет.

В действующем уголовном кодексе еще одна норма, которая имеет отношение к незаконной миграции - ст.371-1 УК Республики Беларусь (организация незаконной миграции).

Согласно ч.1 ст.371-1УК ответственность наступает за организацию либо руководство или содействие деятельности по незаконному въезду в Республику Беларусь, пребыванию на территории Республики Беларусь, транзитному проезду (транзиту) через территорию Республики Беларусь или выезду из Республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства (организация незаконной миграции). Наказание предусмотрено в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы на срок до пяти лет.

В ч.2 ст.371-1 УК предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции, совершенную  способом, представляющем опасность для жизни или здоровья иностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанную с жестоким или унижающим их достоинство обращением, либо совершенную повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

 

Прокурор Толочинского района

советник юстиции                                                                                         Ёдис И.А.


Здоровые города и поселки министерство спорта Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ БАНК ДАННЫХ «КНИГА ПАМЯТИ. ТОЛОЧИНСКИЙ РАЙОН» «Предприниматель года» Общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации", баннер "Республиканский молодежный центр Молодёжь Беларуси Защита прав потребителя Цифровая безопасность Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время Витебское областное управление госпромнадзора Интерактивные карты по учреждениям дошкольного образования
Интернет-ресурсы